Меню сайта

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,  расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
  • Естественнонаучная грамотность  - способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
  • Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  • Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  • Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

2022-2023 учебный год

План (дорожная карта) мероприятий по формированию и оценке функциональной   грамотности обучающихся в 2022-2023 уч. г. в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 23»


2021-2022 учебный год

Приказ №01-10/156 от 13.12.2021 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Приказ №01-10/267 от 30.12.2021 «О внесении изменений в приказ от 13.12.2021 №01-10/156 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся». План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Приказ № 01-10/19 от 02.02.2022 «О внесении изменений в приказ от 30.12.2021 № 01-10/1267 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год (с изменениями от 30.12.2021, 02.02.2022) 


  • С 01.09.2021 учебного года педагогический коллектив нашей школы начал работу над новой методической темой «Формирование функциональной грамотности обучающихся на основе активизации межпредметных понятий (посредством достижения ими предметных результатов)» (решение педагогического совета: протокол № 1 от 31.08.2021 г.).
  • 11.11.2021 прошел педагогический совет «Формирование функциональной грамотности обучающихся: введение в методическую тему».
  • 01.02.2022 был проведен первый методический семинар для учителей-предметников «Приёмы формирования читательской грамотности» (из опыта работы учителей русского языка и литературы).
  • В рамках ППК «Актуальные вопросы развития региональной системы образования» курсы повышения квалификации по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся» прошли два учителя русского языка и литературы и три учителя математики.
  • Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, приняли участие в семинаре «Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ» (из опыта работы средней школы № 69) (февраль 2022 г.).
  • Учителя русского языка и литературы и учителя начальной школы участвовали в работе онлайн-семинара «Критическое мышление и читательская грамотность – составляющие успеха» из опыта работы школы №39 (для учителей русского языка и литературы, начальных классов) (февраль 2022 г.).
  • Учителя английского языка в рамках Панорамы педагогического опыта посещали открытые мероприятия МОУ «Средняя школа №37 с углублённым изучением английского языка» (февраль 2022 г.):

                     - «Интерактивная презентация опыта проведения интегрированных уроков как средства формирования функциональной грамотности» (творческая встреча, бинарные, билингвальные открытые уроки);

                                  – «Технология формирования читательской грамотности на примере «Читательского ресторана» из опыта работы СШ № 4».

  • Учителя математики в рамках Панорамы педагогического опыта участвовали в работе семинаров:
  • - «Формирование навыков читательской и математической грамотности на уроках и во внеурочной деятельности по математике»;
  • - «Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании навыков читательской и математической грамотности»;
  • - «Использование навыков читательской и математической грамотности при решении заданий, предлагаемых составителями КИМов,  для проведения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ» (февраль 2022 г.).
  • Учителя участвовали в работе семинара «Функциональная грамотность: диагностики читательской грамотности и навыков 3К» (февраль 2022 г., Учи.ру).
  • Ученики 8-9 классов выполняют тренировочные задания по оценке функциональной грамотности с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся на портале: https://fg.resh.edu.ru.
  • На данный момент все ученики 8-9 классов выполнили задания по читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности; 8 классы – задания в разделах «Глобальные компетенции», «Креативное мышление»; 9 классы – «Финансовая грамотность».