Рекомендации учителя-логопеда
Советы по организации логопедических занятий дома
Для того чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.
- Все занятия должны проводятся в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
- Создавайте эмоционально положительный фон.
- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.
- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).
- Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.
- Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.
- Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.
- Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.
- Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».
Для повышения речевой грамотности больше читайте
Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
Чтобы ребёнок писал грамотно, родителям необходимо выполнять следующие правила:
- Соблюдать режим дня.
- Почаще играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры, в которых нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
- Чаще гулять с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
- Привлекать ребёнка к занятию спортом или танцами. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
- Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
Выполняя все эти рекомендации в комплексе и по отдельности вы заметите как немедленно всё отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе у вашего ребёнка.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Всех родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо знать: «Что же должен уметь ребёнок в 6-7 лет?»
Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать знаниями, в овладении которыми ему помогает дошкольное образование и родители. Каждый день ребенок познает окружающий мир. Чем больше знаний об окружающем мире у него, тем легче ему будет в дальнейшем освоить школьную программу. Не следует ставить чтение и письмо как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять, так как в 6-7 лет ребенок должен правильно говорить все звуки, не торопясь и выразительно проговаривать все слова. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова. Ошибки звукопроизношения и изменения слоговой структуры слов в дальнейшем могут привести к тому, что ребёнок и на письме будет писать неправильную букву или писать слова, переставляя слоги, а может вовсе не дописывать слова.
У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: дети должны уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук (можете самостоятельно поиграть с ребенком в игры «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Слова», «Называние слов на заданный звук» и т.д) .
Грамматический строй речи во многом должен быть сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный и т.п . Также можно поиграть с ребенком в игры: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детеныша» и т.д.
Ребёнок должен обладать достаточно большим словарным запасом: он должен использовать слова по назначению, подбирать синонимы, антонимы, владеть обобщающими понятиями. Также можно поиграть с ребенком в игры: «Назови одним словом», «Перечисли, что относится к (фруктам, овощам, мебели, обуви, одежде….)», «Черное-белое» и т.д.
Ребёнок должен владеть связной речью: уметь рассказать о себе; описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется; знать как зовут его ближайших родственников, знать свой адрес.
Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). Ребёнок должен свободно владеть карандашом и кистью при рисовании. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ну и, конечно же, уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии.
Также ребёнок должен знать:
- названия основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
- основные правила дорожного движения;
- последовательность времен года, частей суток, дни недели;
- свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей, профессию своих родителей и место работы, свой домашний адрес, название города, в котором он живет;
- правила поведения – здороваться при встрече и говорить «до свидания», когда уходит;
- как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей;
- адрес, где он живет;
- название города, в котором он живёт;
- основные цвета.
Также ребёнок должен уметь:
- называть группы предметов обобщающим словом;
- различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены;
- различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам;
- ориентироваться в окружающем мире, знать, что такое день и ночь;
- ориентироваться в пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д;
- считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).