Меню сайта

Эколого-биологическое направление
 

Издавна мыслящие люди утверждают истину, что человек и природа неотделимы друг от друга, взаимосвязаны бесчисленным множеством нитей, что человек, как элемент природы, должен соразмерять любую свою деятельность с законами природы, строго придерживаться правила «не навреди окружающей природной среде».
 Большинство ученых экологов современности считает, что проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения самого человека. Именно поэтому разрешение современного экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми.
Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и гармонии в отношениях «человек – природа».
В соответствии с этим в нашей школе много лет существует отработанная система целенаправленного экологического воспитания и образования с элементами природоохранной деятельности.
Большую роль в этой системе играет работа школьной теплицы и пришкольного участка, в которой принимают участие все учащиеся школы.
В теплице производится выращивание из семян новых видов комнатных и декоративных растений, вегетативно размножаются полезные растения для улучшения здоровьесберегающего экологического пространства школы, ее коридоров и рекреаций.
Ежегодно ведется работа по комплектованию коллекций комнатных и древовидных растений по климатическим зонам, приобретаются новые виды, которые адаптируются к условиям теплицы.
 
Ребята активно участвуют в формировании внешнего облика растений, в борьбе с вредителями, в осуществлении ухода, полива и размножения. В теплице ребята знакомятся с редкими и интересными комнатными растениями, изучают их особенности.
В течение всего учебного года в теплице проводятся тематические экскурсии соответственно учебным программам природоведения, географии, биологии, а также с целью расширения познавательных интересов учащихся в области экологии растительных организмов.
Комнатные растения, которые ребята вырастили в теплице, украшают кабинеты, рекреации, столовую. Они радуют глаз осенью и зимой, создают уютную обстановку в школе.
 
Весной и в начале лета в школьной теплице производится посев и выращивание цветочно-декоративной рассады более 20 наименований для оформления цветников на пришкольном участке.
В работе на пришкольном участке принимают участие так же учащиеся всех классов. Весной это пересадка и стрижка кустарников, выпиливание и уборка сухих веток, в начале лета – высаживание бордюров из неприхотливых многолетников вдоль дорожек, оформление цветников в регулярном (клумбы) и свободном стиле (альпийская горка, миксбордер), посадка рассады и полив, уход за посаженными растениями.
В середине лета осуществляется подсаживание растений, стрижка травы на газонах и в парке перед окнами школы, уход за растениями в теплице и на участке.
 Второй год в школе объявлен и действует конкурс–проект «Школьный двор в цвету», в ходе которого учащиеся 2-8 классов соревнуются в оформлении мини-цветников вдоль здания школы, устройстве цветочных вазонов с растениями на крыльце школы, создании декоративных композиций – дополнений к посаженным цветочным культурам в виде различного плетения, фигурок животных и т. п. Каждый класс может предложить и осуществить собственный оригинальный проект оформления и озеленения любого участка школьной территории. Таким образом, каждый класс реально участвует в природоохранной деятельности. Все это способствует воспитанию элементарной экологической культуры учащихся и гармонизации отношений «ученик – природа».
В течение многих лет школа активно участвует в городских конкурсах юных цветоводов, экологов, флористов, юных друзей природы.
Несколько лет на базе школы летом успешно существует и работает профильный лагерь старшеклассников «Озеленитель», в котором учащиеся 7-10 классов осуществляют уход за растениями теплицы, пришкольного участка, а также оказывают действенную помощь в благоустройстве школьной территории и школьного двора. 
Стало уже традиционным активное участие школы в весеннем городском празднике Дне птиц – «Пернатая радуга». Дети с увлечением создают поделки, рисунки, стенгазеты и стихи, посвященные птицам. В 2008 году в номинации «стенгазета» школа награждена поощрительным дипломом, в 2009 году дети были награждены дипломами 1 и 2 степени за изобразительные работы и оригинальные стихи. 
И наконец, пожалуй, самое большое значение в формировании экологической культуры учащихся школы имеет традиционная Неделя экологии, которую ежегодно проводят учителя биологии, географии, физики и химии. Преподавание естественных дисциплин – это реальная база для осуществления целенаправленного экологического образования и воспитания учащихся, для успешной природоохранной деятельности. На уроках в течение учебного года и на различных внеклассных мероприятиях во время Недели экологии выявляются главные причины глобального экологического кризиса, анализируются мнения ведущих ученых, журналистов, писателей, рассматриваются конкретные экологические ситуации в разных регионах страны и планеты в целом. Все это наглядно убеждает учащихся в том, что всеобщая экологическая грамотность и высокая экологическая культура являются важнейшим условием выживания человечества и предотвращения глобальных экологических катастроф на нашей планете.
Неделя экологии традиционно  проводится  в конце апреля в рамках Дней защиты от экологической опасности. В экологических мероприятиях участвуют все параллели средней школы.